• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Воспитание духовно-нравственных ценностей как условие приобщения дошкольников к духовно-нравственной культуре

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
40/2022
Раскрывается проблема формирования интереса дошкольников к духовно-нравственной культуре и традициям своего народа, как основе воспитания гуманизма, патриотических чувств и гражданской идентичности. Перечислены и охарактеризованы значимые духовные и моральные ценности, закладываемые в детстве. Предложены векторы организации воспитательной работы для формирования каждого компонента нравственных норм с динамикой на развитие. Воспитание духовно-нравственных ценностей как условие приобщения дошкольников к духовно-нравственной культуре

Атрощенко С.А.,

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва;

Горюнова П.Е.,

библиотекарь МБУК «ЦБС», г. Домодедово

Формирование личности — одна из наиболее сложных задач, поставленных обществом перед образованием, в том числе и перед дошкольным. Ключевой темой воспитания детей дошкольного возраста является нравственное воспитание, которое предполагает привитие ребенку норм морали, сохранение и усиление в нем чувства принадлежности к определенной нации, ее ценностных основ и в то же время в целом к человечеству, что в дальнейшем должно способствовать усвоению современных интеллектуальных, технических, технологических и культурных достижений современного общества. Особую значимость сегодня приобретают такие общечеловеческие ценности, как гуманизм, патриотизм, честь, справедливость, трудолюбие и т.п.

Моральные нормы, ценности, основные правила жизни человека в обществе, выработанные на протяжении тысячелетий, стали основой общечеловеческой морали. С древнейших времен все выдающиеся мыслители, педагоги обращались к величайшей ценности и главному признаку человека — нравственности. Сегодня проблема нравственного воспитания не менее актуальна.

В условиях дегуманизации общественных отношений, подчинения их потребностям рынка, потери воспитательных идеалов, отчуждения людей друг от друга важным является поиск воспитательного идеала с определенным набором личностных качеств современного человека и, вместе с тем, изучение эффективных форм, методов и средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — этап закладки основ личностного развития и накопления начального нравственного опыта, необходимого для вхождения в социальную среду. Именно этот возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Недооценка важности воспитания нравственных ценностей с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Среди множества факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на становление личности детей дошкольного возраста, выделяют: семью, образовательные организации, педагогов, сверстников, многообразные виды детской деятельности (игровую, учебную, творческую и т.д.).

Интерес целого ряда ученых к процессу формирования личности, ее нравственной и гуманной основы, начиная с дошкольного возраста, объясняется признанием дошкольного детства периодом начальной социализации личности. Проблему нравственного воспитания рассматривают сегодня в контексте поиска факторов развития, один из которых — взаимодействие ДОО и семьи. Эту проблему изучали в контексте:

— этико-педагогических требований к взаимоотношениям с детьми и их родителями (И. Гребенников, Т. Кириенко, В. Сухарь);

— условий для совместной работы семьи и педагогического коллектива ДОО по формированию нравственных качеств личности ребенка (Т. Алексеенко, Л. Божович, В. Постовой);

— содержания и методов педагогического образования родителей (Л. Островская, О. Долина) и др.

Однако все еще недостаточно раскрытой остается проблема формирования интереса к духовно-нравственной культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование интереса дошкольников к духовно-нравственной культуре — целенаправленное, планомерное влияние на нравственно-эмоциональное развитие ребенка через организацию условий, в которых формируются его духовная, эмоциональная, мировоззренческая сферы и поведение в соответствии с общественными нормами и морально-этическими ценностями, а дошкольный возраст в смысле духовно-нравственного развития является уникальным и своеобразным. В дошкольном возрасте значительные изменения происходят в мотивационной сфере, заключающиеся в усвоении нравственных правил и норм. Это проявляется в том, что поведение детей определяется системой мотивов, главную роль среди которых начинают играть общественные мотивы, а накопление социального опыта позволяет дошкольникам усваивать правила и нормы, принятые в обществе, и предвидеть последствия своих поступков и их влияние на себя и других.

Духовно-нравственное воспитание ребенка включает в себя формирование и развитие таких ценностей (компонентов), как:

— общечеловеческие — приобретенные предыдущим поколением морально-духовные достижения, составляющие основу поведения и жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом;

— национальные — исторически обусловленные и созданные народом взгляды, идеалы, традиции, обычаи, обряды, которые основываются на общечеловеческих ценностях, но отличаются национальными проявлениями и являются основой социальной деятельности людей определенной этнической группы;

— гражданские — проявляющиеся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе, дисциплинированности, уважении к другим, в гармоничном сочетании патриотических, национальных и межнациональных чувств;

— семейные — основные в отношениях в семье, проявляющиеся в уважительном отношении к членам семьи, к старшим, в упоминаниях о предках, заботе о семье [3].

С целью целостного воспитания ребенка дошкольного возраста нужно формировать и развивать каждый компонент в отдельности и в сочетании, поскольку они дополняют друг друга. Как уже отмечалось, что воспитание ребенка в ДОО возлагается на плечи воспитателей. Они должны организовать воспитательную работу так, чтобы каждый компонент духовно-нравственного воспитания был сформирован, имел определенную динамику на развитие.

Тематические занятия — основная форма духовно-нравственного воспитания детей в детском саду. Важно, чтобы они развивали детское мышление, активность. Все реализуется с помощью сравнения, анализа, индивидуальных заданий, вопросов, ответы на которые ребенок может дать самостоятельно или посоветовавшись с родителями, воспитателями. Такие занятия могут проходить по следующим темам: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему?», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?» и др.

Другой формой воспитания могут быть чтение и анализ художественных произведений. На примере сказок можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять позитивные и негативные черты характера героев. В сказках затрагиваются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и неповторимости. На примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отграничить положительные от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница. Не менее важной в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста выступает игровая деятельность, имеющая учебную и развлекательную цели. Игры могут быть направлены на развитие эмоциональных, вербальных и невербальных способностей детей и признание себя и других [2].

В этой связи важно не упустить формирование такой важной составляющей личности, как национальные ценности, к которым относятся патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и пр. Чувство любви к Родине — первое главное чувство, дающее толчок для формирования гражданской идентичности и патриотических чувств в будущем. Первоначально это связано у ребенка с восхищением тем, что видит перед собой, чему он удивляется в окружающей его природной среде родного края, социальной действительности. В этом ему помогают благополучные теплые отношения в семье, любовь к родным. Это корни, связывающие ребенка дошкольного возраста с родным домом. Поэтому у него должно быть сформировано видение своей малой родины, нужно показать ему, что местность, где он живет, богата историей, достопримечательностями, славится людьми [1].

Для формирования и развития данных ценностей рекомендуется проводить эколого-краеведческую работу, которая может включать в себя экскурсии по родному городу (очные и виртуальные), рассказы о памятниках архитектуры с объяснением того, в честь каких выдающихся людей их установили, об известных личностях, которые тут проживали. Дети в детском саду должны знать, на какой улице находятся их дом и детский сад, каким маршрутом можно до них добраться. Показать интересные и значимые объекты, расположенные вблизи их дома и детского учреждения (школа, музей, театр и т.п.), и объяснить детям значение каждого заведения [4]. Кроме того, важны экскурсии, связанные с природой, наблюдением за трудом взрослых и пр. Тогда ребенок начинает осознавать, что специалист ценится за знания и умения в своем деле, труд объединяет людей, коллектив успешен в сплоченности. Особое внимание нужно акцентировать на почитании труда других, на помощи родным в выполнении определенной работы и важности поддержки в трудную минуту или в начинании.

Важными являются гражданские ценности, выражающиеся в правах и свободах человека, в идее общественного достоинства, обязанностях перед другими людьми и т.д.

Формирование гражданских качеств реализуется с помощью сохранения и поддержания традиций и обрядов русского народа. Это реализуется в тематических занятиях, проведении праздников по русским традициям и обрядам, изучении русских песен и танцев. Не менее важны рассказы о национальных праздниках и костюмах, об убранстве народного жилища (характерные орнаменты, предметы быта и пр.). Так, например, к празднику Пасхи дети вместе с воспитателями и родителями могут расписывать тарелки узорами по народным мотивам. В детском саду может быть организован уголок, где расположены предметы быта русского народа и стенд, на котором размещены государственные и национальные символы России [5].

Значимы и такие семейные ценности: преемственность поколений, память о предках, любовь к родным. У ребенка нужно развивать понимание значения семьи, семейных связей, роли матери, отца и других членов семьи. Этому помогают тематические мероприятия ДОО с участием родителей, семейные праздники, организация совместных конкурсов, проведение родительских дней. Хорошим стимулом к сближению детей и родителей и сохранению семейных ценностей является создание семейного дерева. Важно, чтобы эта совместная работа сопровождалась рассказом родителей о жизни членов семьи (интересные истории, достижения и пр.).

* * *

Одна из приоритетных задач, которые сегодня ставит общество перед воспитателями и родителями, — формирование и развитие гармоничной личности. Начальным и самым важным периодом служит дошкольный возраст, поэтому задача духовно-нравственного воспитания считается приоритетной в системе образования ДОО. Основная цель педагогов и родителей — реализация данных компонентов в воспитательный процесс дошкольника. Это можно сделать с помощью тематических походов, экскурсий, семейных праздников, чтения и анализа художественной литературы, игр, оформления наглядности и т.п.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению