Издательство Творческий Центр

«Сфера»

Москва

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций

тел. +7 (916)-299-92-05

 

E-mail sfera@tc-sfera.ru

 

Получить консультацию

Посмотрите вебинар Оксаны Семеновны по программе "Реализация ФГОС в развитии речи дошкольников"

Спикер: Ушакова Оксана Семеновна

Цели вебинара: ознакомление с направлениями исследований, которые легли в основу методики программы Развитие речи дошкольников, отталкиваясь от образовательной области "Речевое развитие" в рамках ФГОС ДО

 

Прослушав вебинар, Вы можете оформить сертификат установленного образца на 2 ак. часа

Уважаемые, педагоги! Представляем вашему вниманию программу «Развитие речи детей дошкольного возраста» Ушаковой Оксаны Семеновны.

История создания программы, берет свое начало в 72 году. В институте, где преподавала Оксана Семеновна была открыта лаборатория развития речи, которую возглавлял известный психолог, лингвист Феликс Алексеевич Сохин. С этого момента началось совершенно новое исследование проблемы развития речи.

 

Данная программа, основывается на исследованиях, которые были проведены в этой лаборатории. Самого начала Феликс Алексеевич создал концепцию развития детской речи и на этой концепции строятся все исследования.

 

Идея формирования, осознания явлений языка и речи, внесла новый аспект, новое направление решения всех речевых задач. Раньше в программе словарной работы задача ставилась как ознакомление с окружающим и развитие речи, ознакомление с природой и развитие речи, так как ребенок познаёт информацию из окружающей его жизни. Но нужно обязательно, параллельно с этим вести и собственную речевую работу, работу над словом, работу над значением слова. Тогда, ребёнок сознательно будет овладевать родной речью.

Если идет стихийное развитие речи, то небольшой процент детей овладевает родным языком. Только специальные занятия по развитию речи помогут ребенку проникнуть в явления языка и речи, осознать их, понять семантический компонент. В игровой форме ребенок овладевает такими сложнейшими понятиями, как явления синонимии, антонимии, полисемии. Поле - это много, система - это значение, то есть ознакомления с многозначными словами.

Работа над сложнейшими элементами речи, приводит к тому, что у ребенка начинают формироваться языковые обобщения и начинает формироваться элементарное осознание явлений языка и речи. Это та теория, на которой строится данная программа и  методика. Педагог должен показать ребенку, что за словом стоит смысл, стоит значение.  Но может возникнуть вопрос, почему же не совпадают значение слова взрослого и у ребёнка? Ребенок дает слову значение в соответствии с его опытом.

 

В своей работе Оксана Семеновна, приводит пример со словом «игла». Взрослые представляют себе швейную иглу, дети же по-разному называют значение этого слова. Например: «Иглой можно шить, у ежа на спине иголки».

В словарной работе происходит ознакомление ребенка со значением слова. Этот семантический компонент очень важен для того, чтобы ребёнок ориентировался в языковой действительности. Очень важно формировать представление о синонимических и антонимических отношениях. Педагог должен показать детям, что слова могут быть близкие по смыслу, слова могут быть противоположные по смыслу, не употребляя термины синонимы и антонимы. Для этого в программе используются остенсивные определение, то есть на основе примеров показываются ребёнку близкие и противоположные по смыслу слова: «Весёлый и радостный», «Большой и маленький».  Ребенок узнает слова не только изолированно, но и в словосочетаниях. Происходит совершенно другое понимание значение слова.

 

Программа дает упражнения в каких-то речевых ситуациях. Сначала даются слова изолированно, затем в словосочетаниях, которые заменяют дети. Следующий этап, когда дети начинают к этой речевой ситуации подбирать слова близкие по смыслу, противоположные по смыслу.

 

Речевые ситуации выполняют очень важную лексическую задачу - развитие точности словоупотребления. Программа учит детей находить точное слово, в соответствии с его замыслом. Одним из примеров будет упражнение-ситуация, когда Миша попросил папу сделать качели. Папа попросил принести веревку, но она не годится. Здесь развивается точность словоупотребления. Точными словами будет: тонкая, непрочная. А второй раз принёс толстую, крепкую, прочную. Эти слова точно отражают содержание этой ситуации. Очень важно, чтобы дети научились называть слова, которые точно отражают то, что они задумали. Это одна из важнейших задач лексической работы в программе. Задачи лексической работы - знакомить со смыслом, с синонимами, антонимами, развить точность словоупотребление.

Большая работа в программе проводится с многозначными словами. Явление полисемии раскрывает перед ребенком все богатство родной речи. Так как в любом языке очень много многозначных слов. Показать ребёнку это многообразие значений - важная задача.

 

Автор программы предлагает задать детям вопрос: «Почему большое множество предметов называются словом игла?». Здесь ребёнок сам делает вывод. Потому что они все острые, они все колючие. Как только он сделал вывод, он понимает, что разные слова-предметы обязательно что-то объединяет. Затем можно давать детям разные слова от основного значения.

 

Большая работа в программе проводится с многозначными словами. Явление полисемии раскрывает перед ребенком все богатство родной речи. Так как в любом языке очень много многозначных слов. Показать ребёнку это многообразие значений - важная задача.

Автор программы предлагает задать детям вопрос: «Почему большое множество предметов называются словом игла?». Здесь ребёнок сам делает вывод. Потому что они все острые, они все колючие. Как только он сделал вывод, он понимает, что разные слова-предметы обязательно что-то объединяет. Затем можно давать детям разные слова от основного значения.

 

Семантическое поле - это отношения между предметами, которые называются предметные отношения, лексические, то есть отношение этого слова с другими словами. Как только ребёнок начинает понимать логику, в которой обучается, у него расширяется его семантическое поле. Без лексики, без развития логики, без расширения семантического поля, невозможно освоение связной монологической речи. Ребенок не будет рассказывать в логической последовательности, если не развить у него эту логику.

 

В программе представлено много упражнений, когда ребенку дается поставить, найти слова, которые соответствуют смыслу фразы, например упражнение «Распутай путаницу». Чтобы дети постигали логику построения предложений, логику вопроса, надо заменить слова. Когда дети делают перестановку, начинается осознание. В словарной работе, семантическая работа является приоритетной. Тогда дети начинают совсем по-другому осознанно употреблять слова в своей речи.

 

Первый принцип развития речи - тематический, программа знакомит детей с определенными словами, явлениями в рамках какой-то темы. Вторым является семантический принцип, самое главное, чтобы дети понимали какое значение стоит за словами. Третий – ассоциативный принцип, отсюда начинается развитие логики рассуждения, которая переходит в развитие связной речи.

 

Ассоциативный метод используется в качестве диагностики. Чтобы выявить есть у ребенка понимание смысла слова, предлагается дать ребенку 5 многозначных слов. Если ребенок дает переносный смысл слова – это высокий уровень понимания. Если даёт слово, которое соотносится со смыслом - это хороший уровень. Дети могут частично соотносить слова со смыслом, давая другую грамматическую форму - это частичное соотнесение. Когда ребенок не соотносит слово со смыслом, нужно на этих детей обратить особое внимание. Важно научить ребенка соотносить слово со смыслом.

 

Задачи работы над лексикой в программе - это работа над значением, над полисемическими отношениями, формирование синонимических и антонимических отношений, развитие точности словоупотребления, чтобы ребенок переносил все эти умения в связную речь.

 

Звуковая культура речи - это работа над линейными просодическими средствами языка. Линейные - это звук, слог, словосочетание, слово, фраза или предложение и текст. Просодические, то есть те, которые связаны с голосом. Особое внимание надо обращать на то, чтобы у детей развивалась сила голоса, дикция. Реализация стандарта -  решение всех этих речевых задач. От интонации зависит воздействие на слушателя, зависит эмоциональное воздействие. В стандарте поставлена задача речевого развития как специальная, как одна из важнейших направлений работы с детьми.

 

Данная программа развивает умение различать на слух, правильно воспроизводить все звуки родного языка, работает как над линейными единицами, так и над просодическими - темп речи, дикция, сила голоса. Особенно интонационная выразительность, которая рассматривается как приоритетная задача в воспитании звуковой культуры речи.

 

Формирование грамматического строя речи раньше ставилось так - формирование грамматически правильной речи. Это заключалась в том, что дети делают какие-то ошибки, когда строят предложение. В согласовании слов, построение предложений, в словообразовании. Данная же программа рассматривает это в свете реализации стандарта как задачи формирования грамматического строя речи, формирования языковых обобщений.

 

Семантический аспект в лексики - это работа над значением слова, семантический аспект в грамматике - это работа над грамматическим значением слова. Работа над грамматическим значением слова, прежде всего работа над морфологией, работа над словообразованием, синтаксисом.

Грамматика -  это умение согласовывать слова в предложении, умение образовать новые слова на базе тех, которые даются детям. Умение строить разные типы предложений: простые, сложные и так далее. Задания ставятся так, чтобы подвести ребёнка к тому, чтобы он сам извлекал, сам находил грамматическую форму.  Методика «Развитие речи у детей дошкольного возраста» направлена на то, чтобы сформировать языковые обобщения, находить грамматические формы, окончания. Эта работа начинается во всех возрастных группах, то есть работа над морфологией, над словообразованием, над синтаксисом.

 

Упражнения помогают сформировать у ребёнка языковые обобщения, помогают ребёнку усваивать правила. Задачи формирования грамматического строя речи - формирование языковых обобщений. Детям дается словообразование на знакомых им картинках, например, животных. У лисы - лисёнок, у зайца - зайчонок, у кошки - котёнок, а у собаки? Когда дети начинают задумываться, им даются разные формы. Здесь появляются идеи, формируется осознание явлений языка и речи, осознание правильность грамматических форм.

В разделе синтаксиса, программа говорит о том, что педагоги должны научить детей строить разные типы предложений: простые, сложные и сложносочинённые, сложноподчинённые. Для этого программа включает много упражнений, которые показывают детям построение разных типов предложений. В грамматике собраны упражнения на подбор однокоренных слов. Они нужны для формирования правильного отношение к языковым обобщениям. Когда дети научатся подбирать слова, видеть, чувствовать, понимать, они будут осознанно употреблять их в связной речи. Важное значение имеет развитие синтаксиса, то есть умение строить разные типы предложений, предложения с разной степенью интонации.

 

Все задачи программы тесно связаны между собой. Детям даются задания на построение разных типов предложений, с разными типами интонации, благодаря которым, у детей будет другое отношение к самому построению связного текста.

 

В методике используется исследование, которое было проведено под руководством Кирилла Алексеевича, согласно которому, ребенку нужно интонационно дать предложение, чтобы ребёнок закончил его правильно. Здесь многое зависит от воспитателей.

В рамках данной программы, представлены разделы, которые есть в стандарте: «Работа с родителями», «Речевая среда». Если педагог знает эту методику и научит детей говорить правильно, связно, грамотно, то задача стандарта будет решена.

 

Самая главная речевая задача – развитие связной речи. Здесь сходятся все речевые задачи: лексика, грамматика,  фонетика, но у неё есть и свои задачи. Программа учит детей строить связное высказывание грамотно, последовательно, соблюдать структуру высказывания.

Какие дополнительные пособия вы можете использовать для занятий по развитию речи?

В рамках занятия с этим пособием, дети могут рассмотреть картинки, выполнить упражнения, например, когда одна картинка открыта, три закрытые или можно открыть первую и последнюю картинки. Детям известно только начало и конец, а середину они придумывают сами или можно открыть только последнюю картинку.

 

ФГОС ДО ставит задачи научить всех детей рассказывать грамматически правильно, свзяно, образно, выразительно. Достичь этого можно только через взаимодействие, сотрудничество с родителями.

Для работы родителей с детьми предлагается изданиче «В мире слов» — это 4 книги, которые представлены в игровой форме упражнения, игры, загадки, рассказы как раз для того, чтобы дети научились хорошо и правильно рассказывать. Самое главное, чтобы взрослые не отвечали за ребёнка, не торопились за него ответить.

 

Очень важно научить детей разным способам связи между словами, между предложениями. Это то, что дается в программе и в пособиях. Данная методика в области словаря, в области грамматики, в области развития связной речи очень важна.

Автор программы предлагает проводить тематические занятия, проводить викторины, читать стихи. В детском саду должно быть много разных словарей, чтобы  педагоги и родители смотрели, как сказать правильно, как сказать образно. Только тогда, когда речь взрослого будет образной, выразительной, правильной, только тогда мы можем ждать от детей того же самого. Такой подход, содержащийся в программе, дает положительные результаты в развитии детей дошкольного возраста.

Остались вопросы?

Наш методический отдел готов оказать помощь в комплектации и реализации программы в Вашем ДОО. Позвоните нам или заполните форму ниже, и мы сами свяжемся с Вами!

Методист

Глебова Наталья Анатольевна

тел.: +7(495)656 75 05 доб. 520

E-mail: sfera.metodist@tc-sfera.ru

Получить консультацию

Скачать прайс-лист

Контактная информация

Адрес Показать на карте

129323, Москва, Лазоревый пр-д, д. 3.

(м. Ботанический сад)

Отдел продаж

+7(495) 656-75-05

+7(495) 181-21-58

Издательский отдел

+7(495) 656-73-00

+7(499) 181-09-23

Мы в социальных сетях