тел. +7 (916)-299-92-05

 

E-mail sfera@tc-sfera.ru

 

Получить консультацию

Издательство Творческий Центр Сфера

Москва

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ

Парциальная программа для реализации ФГОС ДО по направлению Познавательное развитие

для дошкольных образовательных организаций

Посмотрите вебинар Елены Владимировны Колесниковой

Формирование предпосылок функциональной грамотности и подготовка к школе в процессе математического развития ребенка 3-7 лет

Основное время на вебинаре будет отведено ознакомлению слушателей с условиями формирования предпосылок функциональной грамотности и с авторскими разработками, в которых представлен практический материал, позволяющий выполнять эти условия.

 

Актуальность данной темы очевидна, так как подготовка к школе требует формирования функциональной грамотности на первой ступени образования и воспитания.

 

Данная проблемы включает педагога на постоянный поиск новых идей и технологий,

позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современными детьми и их качественной подготовки к обучению в школе.

Уважаемые, педагоги! Представляем вашему вниманию программу «Математические ступеньки»

Колесниковой Елены Владимировны

Математика для дошкольника - это:

— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме,

пространстве и времени;

— ознакомление с математическими зависимостями и отношениями;

— приобретение навыков первоначальной учебной деятельности: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

— формирование навыка самоконтроля и самооценки;

— овладение математической терминологией (число, цифра, больше-меньше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры,

сантиметр);

— развитие внимания, памяти, мышления;

— развитие графических навыков (написание цифр, рисование

геометрических фигур).

При этом целью обучения является не только ознакомление детей с математическими представлениями, но и развитие у них

математических способностей.

Парциальная образовательная Программа — результат более чем 25-летней работы автора с детьми. В ней

представлена одна из задач в области «Познавательное развитие» — формирование математических представлений у детей 3—7 лет. Программа и УМК ее реализации на протяжении 20 лет перерабатывались и дополнялись на основе опыта не только автора, но и педагогов, работавших по ней, что позволяет использовать данный материал и в настоящее время. Акцент в УМК сделан на развитие познавательных действий (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т.д.).

 

Приемы в математике, которые были разработаны до 1990 годов Леушиной, стали основой в развитие математических занятий в работе с детьми. Она разработала свои операции, которые представляли собой: наложение, приложение, уравнивание, сопоставление. С введением тетради мы ввели новый прием — соединение. На основе ее работ педагогом высшей квалификации Еленой Владимировной Колесниковой была разработана образовательная программа «Математические ступеньки».

В начале 1990-х гг. в педагогике произошел переход от учебно-дисциплинарной модели к модели развивающего обучения, его вариативности. В связи с этим и началась работа автора по созданию Программы и ее УМК. Работа продолжается и в настоящее время.

Ее результат — 24 методических и наглядных пособия, по которым успешно обучается каждый пятый ребенок в России.

Идея формирования математических представлений, внесла новый аспект, новое направление решения всех математических задач.

Формирование математических представлений предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций

общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он активно участвует.

Комплект пособий разработан с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей, во взаимосвязи направлений математического развития дошкольников. Он может использоваться педагогами в образовательных организациях, группах кратковременного пребывания, в центрах

развития детей, дома родителями. Предложенные пособия можно использовать полностью или частично, в зависимости от конкретных условий. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике математического развития

детей.

Цельная педагогика оказывает комплексное воздействие на ребенка. Педагогику считают цельной, потому что мы оказываем воздействие не только на знание чисел и цифр, но и на другие аспекты. При любом выполнении задания должен быть результат положительный или отрицательный. При отрицательном варианте следует понимать, что — это тоже результат.

 

Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний,

приемов, способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Если вы посмотрите на приемы умственной деятельности, то поймете, что – это основные приемы мыслительной операции: анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, систематизация, аналогии, обобщения, сравнения. Все это было заложено в основу образовательной программы. Восприятие — психологический акт, включающий анализ и синтез, развитие внимания, памяти, мышления и речи.

Следующим этапом в формировании математических представлений является умственная деятельность. Такая система образования

быстро усваивается ребенком. Автор программы предлагает задать детям вопрос: «сколько будет два плюс два?» и после этого

несколько раз проговорить верный ответ «четыре», в следствии чего мгновенного включится слуховая память. Если мы пять раз

скажем ребенку, что два плюс два равняется четырем, то он запомнит.

 

Всем участникам образовательного процесса (педагогам, родителям, детям) предложена ясная, четкая технология, основанная на

сочетании традиций и инноваций, позволяющая подготовить детей к школе. Введение инноваций в образовательную систему связано с освоением новых педагогических технологий, в которых особое место отводится взаимодействию между взрослым и ребенком, изменению критериев оценки. Новый подход к образованию основан на принципе системной подачи материала. Новый подход

претворяется в жизнь, как новая образовательная система. Поэтому в технологии реализации Программы большое место решению

специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.

 

Общение – взрослый организует общение с детьми с целью закрепления математических понятий и представлений (количественных,

временных, пространственных отношений)

Игра – вовлечение ребенка в процесс самостоятельного поиска решения. Учебно-игровая

задача — дорисуй каждому цыпленку зернышки так, чтобы у всех цыплят их стало поровну, то

есть по пять. Дали задание. Это задание легкое. Ребенок работает с наглядным материалом.

Ребенок подрисует. Переводим в знаковую систему языка. Вы увидите, что это и есть развитие

математической способности. Он вписывает нужные цифры — «Напиши в пустой клетке, сколько

зернышек ты нарисовал. Прочитай записи». Ребенок читает: «Один плюс четыре равняется пяти.

Три плюс два равняется пяти. Два плюс три равняется пяти. Четыре плюс один равняется пяти».

Речь возникает. Мы учим ребенка говорить. Дальше вы говорите ответы. Все объяснили, ребенок проверяет и рисует себе зеленый или красный кружок в качестве оценки результата его

работы.

Занятия – чтобы образовательная программа эффективно реализовывалась, должны быть условия для организационно-методического сопровождения процесса реализации программы. Необходимый элемент — это демонстрационный материал. Математика для детей трех-четырех лет –

это методические пособия и рабочая тетрадь, которые должны осваиваться одновременно. Если в процессе изучения применяется одна тетрадь, то вы усвоите материал с детьми на 20–25%. Демонстрационный материал обязателен. Что такое способность? Это умение перенести полученные знания в другую обстановку. Ни одно задание из демонстрационного материала не точно такое же, как в тетради, но для решения такой же задачи на другом материале. Это материал на четыре-пять лет. В нем присутствуют и величина, и ориентировка во времени, пространстве.

Рабочая тетрадь «Диагностика математических способностей» помогает определить уровень освоения Программы. Такой подход соответствует основным ее положениям, и в конце обучения позволяет каждому ребенку прийти к хорошему результату. Все издания представлены в разной цветовой палитре в зависимости от возрастной категории, чтобы вам было легче ориентироваться.

 

Первая способность — это обобщение математического материала. Что делает ребенок? Он обобщает. Ему

надо соединить каждую веточку с квадратом, в котором столько же кружков, сколько листочков. Далее автор

предлагает задать детям вопрос: «Эти шарики — это самоконтроль и самооценка». Должен быть диалог:

«Какую веточку с каким квадратом ты соединил? Почему?». Когда мы играем с ребенком и говорим: «Круг, квадрат, треугольник. Назови это математическим выражением.» — «Геометрические фигуры.» — «Плюс, минус,

равно, не равно. Что это?» — «Математические знаки».

Вторая способность — это способность к обратимости мыслительных процессов. Обратимость — это прямой и обратный счет.

Когда мы просим разложить предметы, например, высокая, средняя и низкая, а потом мы просим разложить от самой низкой, тогда

математический словарь совершенно другой. Когда мы начинаем с самой маленькой, то мы говорим: «Самая маленькая, побольше,

еще побольше, самая большая». Здесь же с флажками надо расставить знаки.

Третья, наиболее сложная способность – перевод в знаковую систему языка. Это называется свертывание процесса математических рассуждений и соответствующих математических действий. Здесь ребенку надо посчитать шесть плюс три и показать стрелочкой, на каком этаже живет мальчик. Мальчик живет на девятом этаже. Он отмечает домик, раскрашивает его этаж. Это всего три основные позиции, по которым мы можем говорить, что мы сформировали у детей математические способности. Дополнительный комплект был разработан для специально предназначения. Если дети очень быстро прошли тетрадь «Я считаю до десяти», то вы можете взять любую книгу из этого комплекта и продолжить. Это единая система, которая будет помогать детям, проявляющим интерес к учебе, и быстро усваивающим программу.

Эффективность изданий в том, что книги не уходят с рынка 25 лет. Стабильную результативность получают педагоги. Оптимальность, достижение результатов с минимальными усилиями педагогов.

Преимущества обучения – сокращение времени на подготовку к занятиям и эффективное прохождение программы. Строгая последовательность всех шагов обучения не позволит провести первое занятие, а потом пятое. В программе обучения использованы

только современные методы, к ним относятся: проблемно-поисковый метод, метод моделирования. Словесный, наглядный —

наглядность обязательно присутствует на каждом занятии в дошкольном учреждении — и метод практических заданий. Мы соединили эти три метода. Метод моделирования был разработан Элькониным в начале 1970 годов в грамоте. С этим методом у нас появились учебные задачи, внутренняя речь у ребенка, самоконтроль и самооценка.

 

При обучении следует придерживаться следующих подходов:

 

 

Наша технология рассчитана на четыре года обучения, пребывания ребенка в детском саду или самостоятельную подготовку с

мамой.

Цель – приобщение к математическим знаниям, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей детей 3—7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.

Целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.

Планируемые результаты имеются в конце каждого возрастного этапа обучения, и представляют собой

достижения ребенка, которые являются ориентирами в деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели. Планируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.

Какие дополнительные пособия вы можете использовать для занятий по развитию речи?

Использование рабочих тетрадей каждым ребенком имеет

большую педагогическую значимость. Поэтому для достижения

результатов обязательно используйте дидактическое обеспечение программы – дополнительные пособия, которые необходимо изучать после прохождения осноговного годового курса.

 

Методика и Рабочая тетрадь «Я решаю арифметические задачи» помогают формировать математические способности

ребенка с помощью ситуативных жизненных задач с привлекающими внимание картинками и интерактивными заданиями.

 

Рабочая тетрадь с диагностикой 6–7 лет

Методы, используемые для диагностики, позволяют получить

необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Предложенные задания призваны оценить математическую подготовку ребенка к школе и своевременно определить и восполнить пробелы в его математическом развитии.

Остались вопросы?

 

Наш методический отдел готов оказать помощь в комплектации и реализации программы в Вашем ДОО. Позвоните нам или заполните форму ниже, и мы сами свяжемся с Вами!

 

Методист

 

тел.: +7(495)656 75 05 доб. 520

E-mail: sfera.metodist@tc-sfera.ru

Получить консультацию

Скачать прайс-лист

Контактная информация

Адрес Показать на карте

129323, Москва, Лазоревый пр-д, д. 3.

(м. Ботанический сад)

Отдел продаж

+7(495) 656-75-05

+7(495) 181-21-58

Издательский отдел

+7(495) 656-73-00

+7(499) 181-09-23

Мы в социальных сетях